Использование интеллект – карт при решении задач образовательной области «Познавательное развитие».(из опыта работы воспитателя Королёвой Н.А.)
Использование интеллект – карт при решении задач образовательной области «Познавательное развитие».
(из опыта работы воспитателя Королёвой Н.А.)
То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно.
(Лев Семенович Выготский).
Обеспечение качественного образования детей остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Качество образования — многоплановая социальная категория. В педагогике этому понятию придают как узкое значение — соответствие образования требованиям нормативных документов (например, ФГОС), так и более широкое — степень соответствия образования реальным современным потребностям личности, общества и государства. Решение проблемы повышения качества образования является определяющим направлением системы образования.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение познавать мир, учиться.
Одним из способов решения данной задачи, по моему мнению, является использование в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста метода интеллект – карт. Применение метода интеллект – карт вполне вписывается в теорию о деятельностном подходе.
Основы деятельностного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев. Он предполагал, что ребенок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.
Для того, чтобы познакомиться с методом использования интеллект – карт в ННОД и самостоятельной деятельности детей, необходимо рассмотреть и ответить на ряд вопросов.
- Что такое mind map (интеллектуальная, умственная карта)?
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. данные карты используются в практике работы как со взрослыми людьми, так и с детьми различной возрастной категории.
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле, карта ума, при составлении которой работают оба полушария мозга, задействованы:
- непосредственная память,
- ассоциативное мышление,
- творческое мышление.
Интеллектуальная карта дает ребенку полную картину, увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены, является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа, возможностью самостоятельно осуществить деятельность, получив в результате творческий продукт.
- Какие цели и задачи решаются при использовании интеллект - карт?
Основной целью использования интеллект – карт в образовательной деятельности, является повышение познавательной активности детей. Применяется метод преимущественно в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. С помощью интеллект – карт можно эффективно решить следующие задачи:
- Развивать любознательность и познавательную активность детей.
- Формировать познавательные действия.
- Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Что представляет собой интеллект - карта?
Интеллектуальные карты в работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы для:
1. запоминания
2. упорядочивания и систематизации информации
3. планирования деятельности
4. рассмотрения различных вариантов решения проблемной ситуации.
Методика изготовления карты довольно проста.
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем или пишем в центре анализируемое понятие или проблему (например: животные Севера).
2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации.
3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту: подрисовываем или наклеиваем к ассоциациям картинки, используем разные цвета – чем ярче карта, тем больше воздействует на сознание ребенка. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию.
Картинки могут быть выполнены в различных техниках:
- модели – образы (кодированная информация),
- картинки, вырезанные из журналов, газет и т.д.,
- рисунки детей,
- можно использовать письменное обозначение (в случае, если дети умеют
писать).
Стоит так же отметить полезные свойства интеллект – карт:
- Наглядность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
- Кто участвует в составлении интеллект - карты?
- Интеллект – карты могут составляться воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы или в ходе проектной деятельности, а так же при решении проблемных ситуаций.
- Так же, можно предложить составить данную карту детям самостоятельно в ходе итогового мероприятия, как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе.
- Составить интеллект – карту могут дети вместе с родителями (домашнее задание). Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог с детьми в стенах детского сада, а в дальнейшем сформирует у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала
.
- Как используются карты в дальнейшем?
Готовая интеллект – карта в дальнейшем может быть использована следующим образом:
- Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно – образовательных задач.
- Так же карту используем для актуализации имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности.
- Интеллект – карту можно использовать при составлении и защите детско - родительского проекта на определенную тему.
- По желанию детей, интеллект – карту можно передать в другую группу для аналогичного использования.
- Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио.
- Изготовленные «семейные» или «командные» интеллект – карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.
- Результат использования интеллект - карт:
- Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании.
- Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
- Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.
- Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.
- Перспективное планирование в подготовительной к школе группе использования метода интеллект – карт в решении задач образовательной области «Познавательное развитие».
месяц |
Тематические блоки, проекты |
Кто составляет |
Использование интеллект - карт |
Сентябрь |
Мир домашних и диких животных. Цель: Расширять знания детей о домашних животных и птицах. |
Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми в ходе ННОД. |
Передача карты в параллельную возрастную группу для использования в занятиях. |
Октябрь |
Что нам осень подарила Цель: расширять представления об осени: знакомство с сельсхоз. профессиями, сбор урожая (хлеб, фрукты, овощи, ягоды, грибы), |
Самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие) |
Размещение карт в личных портфолио детей. |
Ноябрь |
Живая и неживая природа Цель: Формировать элементарные понятия об отличии живой и неживой природы |
Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми в ходе ННОД. |
Размещение в родительском уголке. |
Декабрь |
Зима, изменения в живой природе Цель: Знакомить с жизнью диких животных и птиц зимой. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы |
Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми в ходе ННОД. |
Размещение в родительском уголке. |
Январь |
Проект «Мы – жители земли» - Мир Севера - Мир Африки Цель: знакомить детей с материками, странами и континентами, с животным и растительным миром южных и северных континентов
|
Изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание) |
Защита проекта в группе с использованием интеллект – карты и с привлечением родителей (открытое мероприятие). |
Февраль |
Времена года Цель: Дать представления о временах года, об изменениях и взаимосвязях в природе. |
Командное изготовление интеллект – карт (ОО Художественно – эстетическое развитие - рисование) |
Передача карты в младшую возрастную группу для использования в занятиях |
Март |
«Про зеленые леса и лесные чудеса» Цель: знакомить детей с хвойными и лиственными деревьями, кустарниками, цветами - строение, условия жизни. |
Изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание); |
Конкурс на лучшую интеллект – карту внутри группы. |
Апрель
|
Проектная деятельность: «Будем здоровы!» - Что мы едим; - Как быть здоровым. Цель: Знакомство с понятием «Здоровый образ жизни», расширение знаний о своем организме, знакомство с разновидностями витаминов, дать представление о том, в каких продуктах они находятся. |
Изготовление карт воспитателем и детьми в ходе занятия с использование домашних заготовок – картинок. |
Защита проектов в общесадовском мероприятии «В здоровом теле – здоровый дух!» |
Май |
«Рукотворный мир» - Одежда - Обувь Цель: Сформировать представления о том, что такое рукотворный мир, учить классифицировать предметы по их назначению. |
- Командное изготовление интеллект – карты; - Самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие) |
Командное представление изготовленной карты. Размещение карт в личных портфолио детей. |
- Использованные в работе источники:
1. Тони Бьюзен «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids», «Скоростная память».
2. Копыл В.И. « Карты ума»
Интернет-ресурсы:
- http://webpedagog.ru/predstavlenie-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-zagadki-dereva.html
- http://www.chudopredki.ru/265-zagadki-o-zhivotnykh-s-otvetami.html
- http://www.mammy-pappy.ru/zagadki/409-zagadki-o-derevyah.html
- http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt19.htm
- http://uraloved.ru/index.php/naturalist/43-obshcie-statyi/68-kras-kn-sverdl-obl
- http://www.psychologos.ru/
- http://www.mind-map.ru/
- http://fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-sadu
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЕКТ-КАРТ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЕНКОМ ДОМА».
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Многие проблемы, источником которых являются затруднения дошкольников при запоминании предлагаемого материала, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт.
Интеллект - карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления детей. Они проявляются при рисовании любых интеллект - карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям.
Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Адекватного перевода на русский язык слов "mindmaps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты".
Интеллект - карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. Интеллект - карты могут выступить одним из методов структуризации и закрепления изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления.
В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.
Интеллект - карты имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей:
1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные по периферии.
3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведённым соединительным линиям.
4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее.
Как нарисовать интеллект-карту?
Методика довольно проста.
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему.
2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.
3. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.
Все довольно просто.
Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.
Подготовила воспитатель МБДОУ
Королёва Н.А.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Многие проблемы, источником которых являются затруднения дошкольников при запоминании предлагаемого материала, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт.
Интеллект - карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления детей. Они проявляются при рисовании любых интеллект - карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям.
Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Адекватного перевода на русский язык слов "mindmaps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты".
Интеллект - карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. Интеллект - карты могут выступить одним из методов структуризации и закрепления изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления.
В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.
Интеллект - карты имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей:
1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные по периферии.
3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведённым соединительным линиям.
4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее.
Как нарисовать интеллект-карту?
Методика довольно проста.
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему.
2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.
3. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.
Все довольно просто.
Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.
Подготовила воспитатель МБДОУ
Королёва Н.А.