Суббота, 04.05.2024, 18:03
Мой сайт
МБДОУ №106 детский сад комбинированного вида №106 г. Ангарск

 Участие коллектва в конкурсах

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Использование интеллект – карт при решении задач образовательной области «Познавательное развитие».(из опыта работы воспитателя Королёвой Н.А.)

    Использование интеллект – карт при решении задач образовательной области «Познавательное развитие».

    (из опыта работы воспитателя Королёвой Н.А.)

            

    То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно.

    (Лев Семенович  Выготский).

     

       Обеспечение качественного образования детей остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Качество образования — многоплановая социальная категория. В педагогике этому понятию придают как узкое значение — соответствие образования требованиям нормативных документов (например, ФГОС), так и более широкое — степень соответствия образования реальным современным потребностям личности, общества и государства. Решение проблемы повышения качества образования является определяющим направлением системы образования.

            Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение познавать мир, учиться.

           Одним из способов решения данной задачи, по моему мнению,  является  использование в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста   метода интеллект – карт. Применение метода интеллект – карт вполне вписывается  в теорию о деятельностном подходе.

          Основы деятельностного  подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев. Он предполагал, что ребенок  в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.

       Для того, чтобы познакомиться с  методом  использования интеллект – карт в ННОД и самостоятельной деятельности детей, необходимо рассмотреть и ответить на ряд вопросов.

     

    1. Что такое mind map (интеллектуальная, умственная карта)?

         Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. данные карты используются в практике работы как со взрослыми людьми, так и с детьми различной возрастной категории.

         Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде,  наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

       Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле, карта ума, при составлении которой работают оба полушария мозга, задействованы:

    - непосредственная память,

    - ассоциативное мышление,

    - творческое мышление.

        Интеллектуальная  карта дает ребенку полную картину, увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены,  является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа, возможностью самостоятельно осуществить деятельность, получив в результате творческий продукт.

     

    1. Какие цели и  задачи решаются при использовании интеллект - карт?

    Основной целью использования  интеллект – карт в образовательной деятельности,  является повышение познавательной активности детей. Применяется метод преимущественно в занятиях с детьми  старшего дошкольного возраста. С помощью интеллект – карт можно эффективно решить следующие задачи:

    • Развивать  любознательность  и познавательную активность  детей.
    •  Формировать познавательные действия.
    • Формировать  первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
    • Развивать воображение и творческую  активность.

     

    1. Что представляет собой интеллект - карта?

    Интеллектуальные карты в работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы для:

    1. запоминания

    2. упорядочивания и систематизации информации

    3. планирования деятельности

    4. рассмотрения различных вариантов решения проблемной ситуации.

    Методика изготовления карты довольно проста.

    1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем или  пишем в центре анализируемое понятие или проблему (например: животные Севера).

    2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации.

    3. Детализируем отростки  - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.

    4. Наводим красоту: подрисовываем или наклеиваем к ассоциациям картинки, используем разные цвета – чем ярче карта, тем больше воздействует на сознание ребенка. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию.

    Картинки могут быть выполнены в различных техниках:

    - модели – образы (кодированная информация),

    - картинки, вырезанные из журналов, газет и т.д.,

    - рисунки детей,

    - можно использовать  письменное обозначение (в случае, если дети умеют

    писать).

     

    Стоит так же отметить полезные  свойства интеллект – карт:

    • Наглядность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
    • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
    • Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
    • Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
    • Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

     

    1. Кто участвует в  составлении  интеллект - карты?
      • Интеллект – карты могут составляться  воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками  как иллюстрирование  рассматриваемой в занятии темы или в ходе проектной деятельности, а так же при решении проблемных ситуаций.
      • Так же, можно предложить составить данную карту детям  самостоятельно в ходе итогового мероприятия, как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе.
      • Составить интеллект – карту могут дети вместе с родителями (домашнее задание). Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог  с детьми в стенах детского сада, а в дальнейшем сформирует у детей умение  в процессе учебы в школе находить эффективные  способы для  усваивания учебного  материала

    .

    1. Как используются карты в дальнейшем?

    Готовая интеллект – карта в дальнейшем может быть использована следующим образом:

    1. Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в  решении совместных воспитательно – образовательных задач.
    2. Так же карту используем для актуализации имеющихся у детей знаний в ходе занятий или  свободной деятельности.
    3. Интеллект – карту можно использовать при составлении и защите детско - родительского проекта на определенную тему.
    4. По желанию детей,  интеллект – карту можно передать в другую группу для аналогичного использования.
    5. Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио.
    6. Изготовленные «семейные»  или «командные» интеллект – карты  могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.

     

    1. Результат использования интеллект - карт:

    - Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании.

    - Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.

    - Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.

    - Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.

     

    1. Перспективное  планирование в подготовительной к школе группе  использования метода интеллект – карт  в решении задач образовательной области  «Познавательное развитие».

     

    месяц

    Тематические  блоки, проекты

    Кто составляет

    Использование интеллект - карт

    Сентябрь

    Мир домашних и диких животных.

    Цель: Расширять знания детей о домашних животных и птицах.

    Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми в ходе ННОД.

    Передача карты в параллельную возрастную группу для использования в занятиях.

    Октябрь

    Что нам осень подарила

    Цель: расширять представления об осени: знакомство с сельсхоз. профессиями, сбор урожая (хлеб, фрукты, овощи, ягоды, грибы),

    Самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие)

    Размещение карт в личных портфолио детей.

    Ноябрь

    Живая и неживая природа

    Цель: Формировать  элементарные понятия об отличии живой и неживой природы

    Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми в ходе ННОД.

    Размещение в родительском уголке.

    Декабрь

    Зима, изменения в живой природе

    Цель: Знакомить с жизнью диких животных и птиц зимой. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы

    Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми в ходе ННОД.

    Размещение в родительском уголке.

    Январь

    Проект «Мы – жители земли» 

    - Мир Севера

    - Мир Африки

    Цель: знакомить детей с материками, странами и континентами, с животным  и  растительным  миром  южных  и  северных  континентов

     

    Изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание)

    Защита проекта в группе с использованием интеллект – карты и с привлечением родителей (открытое мероприятие).

    Февраль

    Времена года

    Цель: Дать представления о временах года, об изменениях и взаимосвязях в природе.

    Командное изготовление интеллект – карт (ОО Художественно – эстетическое развитие - рисование)

    Передача карты в младшую возрастную группу для использования в занятиях

    Март

    «Про  зеленые  леса  и  лесные  чудеса»

    Цель:  знакомить  детей с хвойными  и  лиственными деревьями, кустарниками, цветами - строение, условия жизни.

    Изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание);

    Конкурс на лучшую интеллект – карту внутри группы.

    Апрель

     

    Проектная деятельность:

    «Будем здоровы!»

    - Что мы едим;

    - Как быть здоровым.

    Цель: Знакомство с понятием «Здоровый образ жизни»,

    расширение знаний о своем организме, знакомство с разновидностями витаминов, дать представление о том, в каких продуктах они находятся.

     

    Изготовление  карт воспитателем и детьми  в ходе занятия с использование домашних заготовок – картинок.

     

    Защита проектов в общесадовском мероприятии

    «В здоровом теле – здоровый дух!»

    Май

    «Рукотворный мир»

    - Одежда

    - Обувь

    Цель: Сформировать представления о том, что такое рукотворный мир, учить классифицировать предметы по их назначению.

     

    - Командное изготовление интеллект – карты;

    - Самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие)

    Командное представление изготовленной карты.

    Размещение карт в личных портфолио детей.

     

    1. Использованные в работе  источники:

     

    1. Тони Бьюзен «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids», «Скоростная память».

    2. Копыл В.И. « Карты ума»

     

    Интернет-ресурсы:

    1. http://webpedagog.ru/predstavlenie-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-zagadki-dereva.html
    2.  http://www.chudopredki.ru/265-zagadki-o-zhivotnykh-s-otvetami.html
    3. http://www.mammy-pappy.ru/zagadki/409-zagadki-o-derevyah.html
    4. http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt19.htm
    5. http://uraloved.ru/index.php/naturalist/43-obshcie-statyi/68-kras-kn-sverdl-obl
    6. http://www.psychologos.ru/
    7. http://www.mind-map.ru/
    8. http://fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-sadu

     

    ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!

     

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЕКТ-КАРТ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЕНКОМ ДОМА».

     


     

    Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

     

     

    Многие проблемы, источником которых являются затруднения дошкольников при запоминании предлагаемого материала, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт.

    Интеллект - карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления детей. Они проявляются при рисовании любых интеллект - карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям.

             Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Адекватного перевода на русский язык слов "mindmaps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты".

    Интеллект - карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной  деятельности дошкольников. Интеллект - карты могут выступить одним из методов структуризации и закрепления изученного материала, представления новых знаний  и развитию логического мышления.   

     В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.

      Интеллект - карты имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей:
    1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
    2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные по периферии.
    3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведённым соединительным линиям.

    4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее.

    Как нарисовать интеллект-карту?

    Методика довольно проста.

    1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему.

    2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.

    3. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям.

    4. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.

    Все довольно просто.

    Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.

     

    Пробуйте, дерзайте, творите!

     

    Подготовила воспитатель МБДОУ

    Королёва Н.А.

     

    Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

     

     

    Многие проблемы, источником которых являются затруднения дошкольников при запоминании предлагаемого материала, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт.

    Интеллект - карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления детей. Они проявляются при рисовании любых интеллект - карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям.

             Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Адекватного перевода на русский язык слов "mindmaps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты".

    Интеллект - карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной  деятельности дошкольников. Интеллект - карты могут выступить одним из методов структуризации и закрепления изученного материала, представления новых знаний  и развитию логического мышления.   

     В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.

      Интеллект - карты имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей:
    1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
    2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные по периферии.
    3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведённым соединительным линиям.

    4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее.

    Как нарисовать интеллект-карту?

    Методика довольно проста.

    1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему.

    2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.

    3. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям.

    4. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.

    Все довольно просто.

    Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.

     

    Пробуйте, дерзайте, творите!

     

    Подготовила воспитатель МБДОУ

    Королёва Н.А.