Суббота, 04.05.2024, 18:03 |
Мой сайт |
Участие коллектва в конкурсах |
|
Использование интеллект – карт при решении задач образовательной области «Познавательное развитие».(из опыта работы воспитателя Королёвой Н.А.) Использование интеллект – карт при решении задач образовательной области «Познавательное развитие». (из опыта работы воспитателя Королёвой Н.А.)
То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно. (Лев Семенович Выготский).
Обеспечение качественного образования детей остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Качество образования — многоплановая социальная категория. В педагогике этому понятию придают как узкое значение — соответствие образования требованиям нормативных документов (например, ФГОС), так и более широкое — степень соответствия образования реальным современным потребностям личности, общества и государства. Решение проблемы повышения качества образования является определяющим направлением системы образования. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение познавать мир, учиться. Одним из способов решения данной задачи, по моему мнению, является использование в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста метода интеллект – карт. Применение метода интеллект – карт вполне вписывается в теорию о деятельностном подходе. Основы деятельностного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев. Он предполагал, что ребенок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. Для того, чтобы познакомиться с методом использования интеллект – карт в ННОД и самостоятельной деятельности детей, необходимо рассмотреть и ответить на ряд вопросов.
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. данные карты используются в практике работы как со взрослыми людьми, так и с детьми различной возрастной категории. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле, карта ума, при составлении которой работают оба полушария мозга, задействованы: - непосредственная память, - ассоциативное мышление, - творческое мышление. Интеллектуальная карта дает ребенку полную картину, увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены, является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа, возможностью самостоятельно осуществить деятельность, получив в результате творческий продукт.
Основной целью использования интеллект – карт в образовательной деятельности, является повышение познавательной активности детей. Применяется метод преимущественно в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. С помощью интеллект – карт можно эффективно решить следующие задачи:
Интеллектуальные карты в работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы для: 1. запоминания 2. упорядочивания и систематизации информации 3. планирования деятельности 4. рассмотрения различных вариантов решения проблемной ситуации. Методика изготовления карты довольно проста. 1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем или пишем в центре анализируемое понятие или проблему (например: животные Севера). 2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. 3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям. 4. Наводим красоту: подрисовываем или наклеиваем к ассоциациям картинки, используем разные цвета – чем ярче карта, тем больше воздействует на сознание ребенка. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию. Картинки могут быть выполнены в различных техниках: - модели – образы (кодированная информация), - картинки, вырезанные из журналов, газет и т.д., - рисунки детей, - можно использовать письменное обозначение (в случае, если дети умеют писать).
Стоит так же отметить полезные свойства интеллект – карт:
.
Готовая интеллект – карта в дальнейшем может быть использована следующим образом:
- Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании. - Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей. - Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения. - Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.
1. Тони Бьюзен «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids», «Скоростная память». 2. Копыл В.И. « Карты ума»
Интернет-ресурсы:
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЕКТ-КАРТ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЕНКОМ ДОМА».
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Многие проблемы, источником которых являются затруднения дошкольников при запоминании предлагаемого материала, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Интеллект - карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления детей. Они проявляются при рисовании любых интеллект - карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям. Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Адекватного перевода на русский язык слов "mindmaps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". Интеллект - карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. Интеллект - карты могут выступить одним из методов структуризации и закрепления изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления. В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей. Интеллект - карты имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей: 4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее. Как нарисовать интеллект-карту? Методика довольно проста. 1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. 2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее. 3. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям. 4. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно. Все довольно просто. Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.
Подготовила воспитатель МБДОУ Королёва Н.А.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Многие проблемы, источником которых являются затруднения дошкольников при запоминании предлагаемого материала, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Интеллект - карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления детей. Они проявляются при рисовании любых интеллект - карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям. Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Адекватного перевода на русский язык слов "mindmaps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". Интеллект - карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. Интеллект - карты могут выступить одним из методов структуризации и закрепления изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления. В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей. Интеллект - карты имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей: 4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее. Как нарисовать интеллект-карту? Методика довольно проста. 1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. 2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее. 3. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям. 4. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно. Все довольно просто. Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.
Подготовила воспитатель МБДОУ Королёва Н.А.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz |